ФГОС задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются на только УМК, требования к образовательным программам и учебным планам, изменения распространились и на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Мониторинг, предлагаемый М.Р.Битяновой, Т.В.Меркуловой, А.Г. Теплицкой, реализует комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирование метапредметных УУД учащихся 1- 4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Показатели мониторинга развития метапредметных УУД:
1. Регулятивные УУД.
2. Познавательные УУД.
3. Коммуникативные УУД.
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге начиная с 3 класса.
Обработка и анализ результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом.
1. Об ученике – информация по каждому умению и рейтинг умений.
2. О классе – выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.
Рассмотрим способы обработки и представление результатов в 1 классе.
1. Составление мини-таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику.
2. Составление сводной таблицы мониторинга всего класса.
3. Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка.
4. Составление рейтинга сформированности восьми умений по классу в целом.
5. Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения.
Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач.
1) Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности.
2) Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником.
3) Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий.
4) Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
5) Сравнить результаты диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, с результатами мониторинга УУД, получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.
Анализ результатов по классу в целом дает возможность педагогу грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений. Для организации групповой работы на уроке, дифференциация заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий. Это очень важная информация, которая позволит учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т.д.
Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.